Как развивалось отечественное буровое машиностроение?

4for1

Краткие сведения о развитии отечественного бурового машиностроения.

Отечественное буровое машиностроение зародилось в России еще до национализации нефтяной промышленности. Однако в дореволюционный период это были небольшие мастерские по изготовлению бурильного инструмента и частные заводы, изготовлявшие тартальные барабаны, примитивную талевую систему, паровые машины. Двигатели внутреннего сгорания покупали за рубежом.

В 1920-1924 г.г. с целью выпуска отечественного оборудования для нового в то время вращательного бурения расширяются и переоборудуются старые заводы в Бакинском и Грозненском районах и используются заводы машиностроительных отраслей.

Для проектирования оборудования для нефтяной промышленности в эти же годы в Баку создается Институт нефтяного оборудования (ИНО). Позже в Москве был создан Нефтемашпроект.

Первое советское буровое оборудование, созданное ИНО, изготавливали бакинские и грозненские заводы. К числу этого оборудования относились лебедки, буровые насосы, редукторы, талевая система, роторные привода, превенторы, глиномешалки, вибросита, вышки высотой 41 м, цементировочные агрегаты и другое оборудование, обеспечивающее бурение скважин до глубины 3000 м.

В 1935-1940 г.г. усиливаются работы по созданию новых видов бурового оборудования и инструмента. Создаются и выпускаются шарошечные долота, турбобуры, первые установки с дизельным приводом для бурения скважин на глубины 400, 800 и 1200 м.

Основное развитие бурового машиностроения разворачивается в послевоенные годы.

1945 г. — М.А. Капелюшников опубликовал принципиальную схему совмещения операций свинчивания, развинчивания и установки свечей.

1950 г. — М.А. Капелюшников разработал конструкции соответствующих механизмов.

1945-1950 г.г. — Начали выпуск бурового оборудования Уралмашзавод и «Баррикады» (ныне ВЗБТ).

1950-1954 г.г. — Проводилась большая работа по конструированию новых буровых установок и агрегатов, соответствующих требованиям скоростного турбинного бурения (Уралмаш-ЗД; Уралмаш-4Э; Уралмаш-5Д; Уралмаш-6Э).

1952-1955 г.г. — Внедряются отдельные механизмы комплексной механизации производственных процессов: МСП-2 (механизм спуска-подъема); ПБК-1 (подвесной буровой ключ); ПКЗ-3 (пневматический клиновой захват).

1957 г. — Разработка в Гипронефтемаше под руководством инженера Р.П. Райгородского комплекса механизмов АСП.

1958 г. — Началось изготовление и внедрение новых конструкций буровых ключей ПБК-3 и АКБ-3.

1958 г. — Началось внедрение мощных буровых насосов У8-4 и У8-6.

1958 г. — Начался серийный выпуск буровых установок БУ75Бр, в приводе которых применены турботрансформаторы и высокоскоростные многорядные цепи.

1959 и 1966 г.г. — Разработан и уточнен размерный ряд буровых установок.

1982 г. — Введен ГОСТ на комплектные буровые установки для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения с допускаемой нагрузкой на крюке от 800 кН до 8000 кН и условной глубиной бурения от 1250 м до 12500 м.

[Муравенко В.А., Муравенко А.Д., Муравенко В.А. Буровые машины и механизмы. Том 2]