Буровые роторы для буровых установок на нефть и газ

    Буровой ротор, сокращенно называемый ротором или вращателем, предназначен для выполнения следующих операций:

  • вращения поступательно движущейся бурильной колонны в процессе проходки скважины роторным способом;
  • восприятия реактивного крутящего момента и обеспечения продольной подачи бурильной колонны при использовании забойных двигателей;
  • удержания бурильной или обсадной колонны труб над устьем скважины при наращивании и спускоподъемных операциях;
  • проворачивания инструмента при ловильных работах и других осложнениях, встречающихся в процессах бурения и крепления скважины.

Роторы относятся к числу основных механизмов буровой установки и различаются по диаметру проходного отверстия, мощности и допускаемой статической нагрузке.

По конструктивному исполнению роторы делятся на неподвижные и перемещающиеся возвратно-поступательно относительно устья скважины в вертикальном направлении.

Привод ротора осуществляется посредством цепных, карданных и зубчатых передач от буровой лебедки, коробки перемены передач либо индивидуального двигателя.

В зависимости от привода роторы имеют ступенчатое, непрерывно-ступенчатое и непрерывное изменение скоростей и моментов вращения.

Для восприятия реактивного крутящего момента они снабжаются стопорными устройствами, установленными на быстроходном валу либо столе ротора. Подвижные детали смазываются разбрызгиванием и принудительным способом. Поставляются роторы в двух исполнениях — с пневматическим клиновым захватом ПКР для удержания труб и без ПКР.

Конструкция ротора должна обеспечить необходимые удобства для высокопроизводительного труда и отвечать требованиям надежности и безопасного обслуживания. При этом габариты ротора должны быть ограничены площадью, отводимой для его установки на буровой площадке. Роторы, используемые в буровых установках различных классов и модификаций, должны быть максимально унифицированы по техническим параметрам и конструкции.

Буровые роторы Р-700, Р-950, Р-1260 выпускаются дивизионом «Нефтегазовое оборудование» МК “Уралмаш”.

    Конструктивные особенности буровых роторов

  • Надежное лабиринтное уплотнение масляной ванны защищает ее от попадания глинистого раствора, при этом повышается срок службы зубчатой пары и основной опоры стола.
  • Стопорное устройство фиксирует стол, позволяя уменьшать износ зубчатой пары, увеличивать срок службы опор.
  • Конические зубчатые колеса имеют тангенциальный зуб с углом спирали 30°, за счет чего повышается точность и плавность зацепления, обеспечивается бесшумная работа.
  • Литая станина приспособлена для установки и крепления пневматического клиньевого захвата. Это позволяет механизировать захват и освобождать колонны бурильных и обсадных труб при выполнении спускоподъемных операций.

Источники:
Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы
МК “Уралмаш”

Поделитесь с друзьями: