Буровые роторы для буровых установок на нефть и газ

    Буровой ротор, сокращенно называемый ротором или вращателем, предназначен для выполнения следующих операций:

  • вращения поступательно движущейся бурильной колонны в процессе проходки скважины роторным способом;
  • восприятия реактивного крутящего момента и обеспечения продольной подачи бурильной колонны при использовании забойных двигателей;
  • удержания бурильной или обсадной колонны труб над устьем скважины при наращивании и спускоподъемных операциях;
  • проворачивания инструмента при ловильных работах и других осложнениях, встречающихся в процессах бурения и крепления скважины.

Роторы относятся к числу основных механизмов буровой установки и различаются по диаметру проходного отверстия, мощности и допускаемой статической нагрузке.

По конструктивному исполнению роторы делятся на неподвижные и перемещающиеся возвратно-поступательно относительно устья скважины в вертикальном направлении.

Привод ротора осуществляется посредством цепных, карданных и зубчатых передач от буровой лебедки, коробки перемены передач либо индивидуального двигателя.

В зависимости от привода роторы имеют ступенчатое, непрерывно-ступенчатое и непрерывное изменение скоростей и моментов вращения.

Для восприятия реактивного крутящего момента они снабжаются стопорными устройствами, установленными на быстроходном валу либо столе ротора. Подвижные детали смазываются разбрызгиванием и принудительным способом. Поставляются роторы в двух исполнениях — с пневматическим клиновым захватом ПКР для удержания труб и без ПКР.

Конструкция ротора должна обеспечить необходимые удобства для высокопроизводительного труда и отвечать требованиям надежности и безопасного обслуживания. При этом габариты ротора должны быть ограничены площадью, отводимой для его установки на буровой площадке. Роторы, используемые в буровых установках различных классов и модификаций, должны быть максимально унифицированы по техническим параметрам и конструкции.

Буровые роторы Р-700, Р-950, Р-1260 выпускаются дивизионом «Нефтегазовое оборудование» МК “Уралмаш”.

    Конструктивные особенности буровых роторов

  • Надежное лабиринтное уплотнение масляной ванны защищает ее от попадания глинистого раствора, при этом повышается срок службы зубчатой пары и основной опоры стола.
  • Стопорное устройство фиксирует стол, позволяя уменьшать износ зубчатой пары, увеличивать срок службы опор.
  • Конические зубчатые колеса имеют тангенциальный зуб с углом спирали 30°, за счет чего повышается точность и плавность зацепления, обеспечивается бесшумная работа.
  • Литая станина приспособлена для установки и крепления пневматического клиньевого захвата. Это позволяет механизировать захват и освобождать колонны бурильных и обсадных труб при выполнении спускоподъемных операций.

Источники:
Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы
МК “Уралмаш”

Поделитесь с друзьями:

Буровые насосы: двухпоршневой (УНБ) и трехпоршневой (УНБТ)

Буровые насосы предназначены для нагнетания в скважину промывочной жидкости с целью очистки забоя и ствола от выбуренной породы (шлама) и выноса ее на дневную поверхность; охлаждения и смазки долота; создания гидромониторного эффекта при бурении струйными долотами; приведения в действие забойных гидравлических двигателей.

    Исходя из назначения и условий эксплуатации, к буровым насосам предъявляют следующие основные требования:

  • подача насоса должна быть регулируемой в пределах, обеспечивающих эффективную промывку скважины;
  • мощность насоса должна быть достаточной для промывки скважины и привода забойных гидравлических двигателей;
  • скорость промывочной жидкости на выходе из насоса должна быть равномерной для устранения инерционных нагрузок и пульсаций давления, вызывающих осложнения в бурении, дополнительные энергетические затраты и усталостные разрушения;
  • насосы должны быть приспособлены для работы с абразипо- и маслосодержащими коррозионно-активными промывочными растворами различной плотности;
  • узлы и детали, контактирующие с промывочным раствором, должны обладать достаточной долговечностью и быть приспособленными к удобной и быстрой замене при выходе из строя;
  • крупногабаритные узлы и детали должны быть снабжены устройствами для надежного захвата и перемещения при ремонте и техническом обслуживании;
  • узлы и детали приводной части должны быть защищены от промывочного раствора и доступны для осмотра и технического обслуживания;
  • насосы должны быть приспособлены к транспортировке в собранном виде на далекие и близкие расстояния и перемещению волоком в пределах буровой;
  • конструкция насосов должна допускать правое и левое расположение двигателей насосного агрегата;
  • надежность и долговечность насосов должны сочетаться с их экономичностью и безопасностью эксплуатации.

Дивизион «Нефтегазовое оборудование» МК “Уралмаш”, для комплектации буровых установок, выпускает буровые насосы двухпоршневого (УНБ) и трехпоршневого (УНБТ) исполнения, с L-образными и прямоточными гидрокоробками, мощностью от 600 до 1600 кВт.

    Конструктивные особенности буровых насосов:

  • Мощность и давление насоса на каждом диаметре поршня позволяет осуществлять технологию проводки скважины в форсированном режиме бурения.
  • Трехпоршневые насосы одностороннего действия обеспечивают наименьшую степень неравномерности давления на выходе и наименьший расход клапанов и штоков поршня в сравнении с двухпоршневыми насосами двухстороннего действия.
  • Кованые гидрокоробки из высокопрочной легированной стали и ионное азотирование зубчатой передачи гарантируют назначенный ресурс насоса.
  • Гидрозатворное устройство цилиндропоршневой группы исключает подсасывание воздуха с тыльной стороны поршня и процесс газонасыщения бурового раствора. Устройство обеспечивает смазку и охлаждение пары трения поршня и цилиндра.
  • Двухкамерное уплотнение штока ползуна устраняет потери масла из картера, его загрязнение буровым раствором.
  • Смазка редукторной части состоит из двух систем: принудительной и самотечной из накопительных лотков. Принудительная система смазки выполнена с автоматическим поддержанием постоянного давления масла в маслопроводах.
  • Предохранительный клапан блокирующего устройства отключает привод буровых насосов при превышении давления в нагнетательном трубопроводе с одновременным сбросом избыточного давления.
  • Конструкция насоса позволяет использовать трансмиссию привода с любой стороны насоса или с обеих сторон.
  • Присоединение трубопроводов с обеих сторон обеспечивается всасывающим и нагнетательным коллекторами.

Источники:
Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы
МК “Уралмаш”

Поделитесь с друзьями:

Буровые лебедки: лебедки серии ЭТ, лебедки с цепной трансмиссией

Буровые лебедки серии ЭТ: ЛБУ 600 ЭТ-3-П; ЛБУ 600 ЭТ-3; ЛБУ 600 ЭТ-3; ЛБУ 900 ЭТ-3; ЛБУ 1100 ЭТ-3; ЛБУ 1500 ЭТ-3

Буровые лебедки серии ЭТ — оригинальная разработка размерного ряда лебедок грузоподъемностью от 160 до 500 тонн. Буровые лебедки серии ЭТ обеспечивают эффективную работу при спускоподъемных операциях и бурении.

    Конструктивные особенности буровых лебедок серии ЭТ:

  • рама и корпус зубчатой трансмиссии – одно целое;
  • подъемный вал лебедки является выходным валом зубчатой трансмиссии;
  • торможение лебедки — основным приводным двигателем;
  • двух- и односкоростная трансмиссия;
  • дисковый тормоз из двух дисков для фиксации барабана в неподвижном состоянии;
  • две системы управления тормозом – рабочая и аварийная;
  • барабан с нарезкой типа «Lebus» под канат (защитные реборды с кольцевыми накладками из износостойкой стали);
  • простота устройства;
  • компактность;
  • отсутствие в конструкции традиционных конструктивных элементов (цепной передачи, шинно-пневматических муфт, электромагнитного и гидродинамического тормозов, ленточного тормоза, рукоятки управления тормозом);
  • дистанционное управление.
    Преимущества буровых лебедок серии ЭТ:

  • значительно меньшая масса по сравнению с лебедками с цепной трансмиссией;
  • “тихая” и “быстрая” скорости на подъемном валу за счет зубчатой трансмиссии:
    -“быстрая” скорость — для подъема и спуска бурильной колонны и порожнего элеватора,
    -“тихая” скорость для работы с обсадной колонной и ликвидации аварий;
  • многофункциональный привод:
    -подъем и регулируемый спуск бурильных и обсадных колонн, порожнего элеватора до полной остановки и удержания в неподвижном состоянии;
    -регулируемая подача долота на забой в режиме регулятора подачи долота;
  • герметичность корпуса трансмиссии за счет уплотнений особой конструкции (без манжет).

Буровые лебедки с цепной трансмиссией: ЛБУ 1200; ЛБУ 1200К; ЛБУ 22-720; ЛБУ 37-1100 Д-I; ЛБУ 1200 Д-I; ЛБУ 1200 Д-II

    Назначение буровых лебедок с цепной трансмиссией — выполнение технологических операций при строительстве скважин:

  • спуск и подъем буровых труб;
  • спуск обсадных труб;
  • подача инструмента на забой;
  • передача вращения ротору при отсутствии индивидуального привода ротора;
  • аварийный подъем инструмента.
    Конструктивные особенности и преимущества буровых лебедок с цепной трансмиссией

  • Буровые лебедки укомплектованы регулятором подачи долота на забой.
  • Дополнительный привод лебедки обеспечивает подъем и опускание вышки при монтаже и демонтаже буровой установки.
  • Конструкция лебедки позволяет осуществлять подъем бурильного инструмента с одновременным вращением ротора.
  • Система трубопроводов смазки и воздуха вписаны в конструкцию лебедки и позволяют проводить техническое обслуживание оборудования лебедок.
  • Переключение скоростей в коробке передач, включение и отключение вспомогательного тормоза и регулятора подачи долота производится посредством механизма переключения.

Буровые лебедки серии ЭТ, буровые лебедки с цепной трансмиссией выпускает ЗАО Машиностроительная корпорация «Уралмаш» дивизион «Нефтегазовое оборудование».

Основные требования к буровым лебедкам

С помощью буровых лебедок и талевого механизма спускают, поднимают и удерживают на весу бурильную колонну, обсадные трубы и другой инструмент при бурении и креплении скважин.

При подъеме вращательное движение, сообщаемое лебедке от привода, посредством талевого каната преобразуется в поступательное движение талевого блока. При спуске тормозные устройства буровой лебедки ограничивают скорость талевого блока, опускающегося под действием собственного веса и веса подвешенного к нему инструмента.

Буровые лебедки используются также для передачи вращения ротору, свинчивания и развинчивания бурильных и обсадных труб, для подъема и подтаскивания различных грузов при бурении скважины, монтаже и ремонте установки.

Буровые лебедки относятся к главным агрегатам бурового комплекса, определяющим эффективность бурения. Следует учитывать, что они используются как при спускоподъемных операциях, так и при разбуривании забоя скважины.

    К основным технологическим функциям лебедки относятся:

  • поддержание заданной нагрузки на долото и подача бурильной колонны при разбуривании забоя скважины;
  • наращивание колонны по мере углубления скважины;
  • подъем на поверхность и спуск в скважину бурильной колонны для смены долот, забойных двигателей и извлечения керна;
  • спуск колонны обсадных труб при креплении скважины;
  • спуск и подъем на трубах контрольно-измерительных приборов и ловильного инструмента при испытаниях и освоении скважин, ликвидации прихватов и других аварий в скважине.

Буровые лебедки в отличие от лебедок, используемых в грузоподъемных машинах, работают в условиях, характеризуемых ступенчатым изменением действующих нагрузок. Систематические нагрузки возрастают с углублением забоя скважины, а в процессе спуско-подъемных операций изменяются в десятки и сотни раз в зависимости от числа свечей в бурильной колонне.

Лебедки должны отвечать требованиям технологии бурения и удовлетворять условиям их эксплуатации. Мощность и тяговое усилие их должны быть достаточными для выполнения наиболее тяжелых технологических операций. Скорости подъема и спуска должны обеспечить безаварийность, экономичность и высокую производительность при спуско-подъемных операциях.

Для транспортировки в собранном виде габариты и масса лебедок должны соответствовать нормам, установленным правилам перевозок железнодорожным транспортом. Необходимо учитывать, что габариты лебедки ограничиваются площадью буровой и проходами, необходимыми для безопасного обслуживания лебедки и других механизмов.

Следует особо выделить требования к их надежности, долговечности и ремонтопригодности.
Система управления лебедкой должна исключить возможность одновременного включения более одной передачи и самопроизвольное отключение или переключение передачи. Наряду с этим система управления должна обеспечивать автоматическое отключение привода и одновременное включение тормоза при срабатывании предохранительных устройств (ограничителя нагрузки талевого механизма и вышки, ограничителя подъема крюка и др.). При отключении привода и торможении не допускаются разгрузка и разматывание ходовой струны талевого каната.

Источники:
Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы
МК «Уралмаш»

Поделитесь с друзьями: